История создания «Тараса Бульбы»

История создания «Тараса Бульбы»

Николай Гоголь родился в Полтавской губернии. Там он провел свое детство и юность, а позже переехал в Петербург. Но история и обычаи родины продолжали интересовать писателя на протяжении всей его творческой деятельности. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий» и другие произведения описывают нравы и менталитет украинского народа. В рассказе «Тарас Бульба» история Украины преломляется через творческое лирическое сознание самого автора.

Идея «Тараса Бульбы» пришла к Гоголю около 1830 года. Известно, что писатель работал над текстом около 10 лет, но окончательной редакции повесть так и не получила. В 1835 г авторская рукопись была опубликована в Миргородском сборнике, но уже в 1842 г вышло другое издание произведения. Надо сказать, что Гоголь не очень удовлетворился печатным вариантом, не считая внесенных изменений окончательными. Гоголь переписывал произведение около восьми раз.

Гоголь продолжал работать над рукописью. Среди существенных изменений можно отметить увеличение объема рассказа: к первоначальным девяти главам добавились еще три. Критики отмечают, что в новой версии персонажи стали более фактурными, добавились яркие описания батальных сцен, появились новые подробности жизни на Сечи. Автор пересматривал каждое слово, пытаясь найти такое сочетание, которое наиболее полно раскрыло бы не только его писательский талант и характер героев, но и своеобразие украинского самосознания.

История создания «Тараса Бульбы» действительно интересна. Гоголь ответственно подошел к задаче: известно, что автор с помощью газет обращался к читателям с просьбой передать ему неопубликованные сведения об истории Украины, рукописи из личных архивов, мемуары и т д. Также среди источников можно упомянуть «Описание Украины» под редакцией Боплана, «Историю казаков запорожских» (Мышецкого) и списки украинских летописей (например, летописи Самовидца, Г. Грабянки и Величко). Вся собранная информация казалась бы непоэтичной и безэмоциональной без невероятно важной составляющей. Сухие факты истории не могли в полной мере удовлетворить писателя.

Николай Васильевич Гоголь очень любил народное творчество и фольклор. Украинские песни и мысли стали основой для создания национального колорита повести и характеров героев. Например, образ Андрея похож на образы Саввы Чалого и отступника Тетеренко из одноименных песен. Бытовые детали, сюжетные ходы, мотивы черпались из мыслей. И, если ориентация на исторические события в истории не вызывает сомнений, то в случае с фольклором необходимо некоторое уточнение. Влияние популярного искусства заметно не только на повествовательном уровне, но и на структурном уровне текста. Так, в тексте легко можно найти яркие эпитеты и сравнения («как колосок срезают серпом…», «черные брови, как траурный бархат…»). Характерное для сказок появление троицы в тексте произведения связано с испытаниями, как и в фольклоре. Он появляется в сцене, где под стенами Дубно Андрей встречает татарку, которая просит молодого казака помочь барыне: она может умереть с голоду. Это получение задания от старухи (в народной традиции обычно от Бабы Яги). Казаки съели все вареное, а брат спит на мешке с провиантом. Козак пытается вытащить сумку из-под спящего Остапа, но тот на мгновение просыпается. Это первое испытание, и Андрей с легкостью его проходит. Нарастает напряжение: Андрия и женский силуэт замечает Тарас Бульба. Андрей «ни жив, ни мертв», и его отец предупреждает его о возможных опасностях. Здесь Бульба-старший выступает одновременно и противником Андрея, и мудрым советчиком. Не отвечая на слова отца, Андрей продолжает. Перед встречей с возлюбленной юноша должен преодолеть еще одно препятствие: пройтись по улицам города и увидеть, как голодают жители черты.

В монологе панночки присутствуют и риторические вопросы, часто встречающиеся в народных песнях: «Разве я не достоин вечных сожалений? Разве мать, родившая меня, не несчастна? Разве горькая часть не упала на меня? Цепочка предложений с союзом «и» характерна и для фольклора: «И она опустила руку, и положила хлеб, и. посмотрела ему в глаза». Благодаря песням сам художественный язык рассказа становится более лиричным.

Не случайно Гоголь обращается к истории. Будучи образованным человеком, Гоголь понимал, насколько важно прошлое для человека и народа в частности. Однако «Тараса Бульбу» не следует считать исторической повестью. Фантазия, гиперболизация и идеализация образов органично вплетены в текст произведения. Сюжет новеллы «Тарас Бульба» выделяется своей сложностью и противоречивостью, но это ничуть не умаляет художественной ценности произведения.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть