Смысл эпиграфа к поэме «Мцыри»

Смысл эпиграфа к поэме «Мцыри»

Эпиграф – цитата, выбранная из какого-либо источника и помещенная в начале произведения, обычно имеющая большое значение для его понимания и анализа. Эпиграф передает тот смысл, который автор придает тексту, он напоминает нам о других временах и культурах, в которых нечто подобное уже происходило. В XIX веке в России эпиграфы получили особенно широкое распространение, их использование вошло в моду, поскольку могло подчеркнуть эрудицию автора. Наиболее известны эпиграфы Пушкина и Лермонтова, например, эпиграф «Мцыри».

Первоначально Лермонтов выбирает эпиграфом к своей поэме французскую поговорку «Отечество одно»; встречается в мцырских набросках. Это изречение подчеркивало любовь Мцыри к своей родине, объясняло стремление во что бы то ни стало вернуться домой. Но затем поэт решает, что смысл стихотворения нельзя сводить к теме любви к родине. Он вычеркивает предложение на французском языке и меняет эпиграф, тем самым расширяя проблематику стихотворения. В нем вводятся новые темы, и его по праву можно назвать философским.

Заключительный эпиграф поэмы Лермонтова «Мцыри» взят из Библии, из 14 главы 1-й Книги Царств. Это слова:

«Поешь, попробуй немного мёда, а то сейчас умру».

Выбор Библии не случаен: для современников Лермонтова эта книга была одной из самых значительных. В то время все были знакомы с текстом Библии, его преподавали в школе на уроках Закона Божия. Поэтому смысл эпиграфа мог понять каждый.

Что означает эпиграф «Мцыри»? Слова «Ем, вкушаем меда, и вот умираю» в Книге Царств произносит сын библейского царя Саула Ионотан. Его словам предшествует следующая история. Однажды во время битвы с врагами войско Саула было истощено и нуждалось в еде и отдыхе. Но Саул, ослепленный яростью битвы, проклял своих подданных. Он никому не говорил «есть хлеб, пока я не отомщу врагам моим». Ни один из подданных Саула не осмелился ослушаться царя. Джонатан не знал о проклятии своего отца, поэтому он обмакнул палку в руках в мед и съел немного меда.

Бог сказал Саулу о нарушении табу его сыном. Тогда Саул подошел к Ионафану и спросил его: «Скажи мне, что ты сделал?» Ионофан рассказал отцу о своем поступке и возмутился несправедливостью запрета: «Мой отец перепутал землю: вот, у меня загорелись глаза, когда я вкусил немного этого меда». За это Саул приговорил его к смерти: «…ты, Ионафан, должен умереть сегодня!». В ожидании смерти Ионофан произносит знаменитые слова, послужившие эпиграфом к поэме «Мцыри»: «Ел, вкусив немного меда, и вот я умираю». В них звучит не смирение, а грусть. Покаяние не о нарушенном запрете, а о непрожитой жизни, которая скоро закончится из-за нелепого решения Саула. Однако казнь не состоялась.

Из библейского повествования видно, что симпатии рассказчика здесь всецело на стороне сына Саула. Юноша, сумевший показать всю глупость царского запрета и не побоявшийся смерти, в результате заслуживает народной любви. Мед рассматривается в широком смысле как мирские блага и свободы, которых люди пытаются лишить. Здесь начинает звучать тема бунта, бунта против власти и даже против Бога, за свободу человека. Почему должен умирать человек, достойный счастья и свободной жизни? — в этом основной смысл эпиграфа.

Интересно, что Йонофан неоднократно упоминается в Священном Писании как «сын нечестивца и непокорный». Его протест против отца был постоянным. Ионафан дружит с другим библейским персонажем, Давидом, который вызывает недовольство Саула. И ради него он готов отдать свою жизнь и свой трон. Ионофана называют храбрым юношей; это так, потому что он был отважным военачальником, и в споре с отцом не раз рисковал жизнью. В конце концов, он, еще молодой, погибает на поле боя.

Как видим, Ионофана вполне можно считать бунтарем-героем в духе романтических традиций. Выбор такого персонажа глубоко символичен, ибо прежде всего в протесте Ионофана против царя Саула легко читается протест против бездумного самодержавия в целом. А во-вторых, Джонатан — пример действительно свободного человека. За несколько капель меда он готов сложить голову: «за несколько минут среди крутых и темных скал» своей родины он готов отдать душу Мцыри. Его решимость столь же высока и достойна восхищения.

Через эпиграф в «Мцыри» вводится образ «медового пути», как запретного, но желанного пути. Этот путь — самый важный для человека (недаром Ионофан, отведав меда, «загорелся глазами»). Но в то же время, если за героем нет силы, способной защитить его (как, например, люди, стоящие за Джонатаном), то этот путь неминуемо приведет к его гибели. Этот образ можно назвать лейтмотивом, поскольку он появляется и в более ранних произведениях Лермонтова. Например, в его лирике («Бульвар»), а также в поэме «Боярин Оршан». В ней упоминается монах-судья на пути меда.

Параллель между Ионофаном и Мцыри провести легко, но Мцыри еще более трагичный герой. Все романтическое в нем доведено Лермонтовым до предела: так поэт переосмысливает и углубляет суть употребленного им эпиграфа. Мцыри, в отличие от библейского персонажа, угадывает, куда приведет его этот путь. «Ел, отведал мёда, а теперь умираю» — скорой смерти ждёт и Мцыри, и Ионофан. И все же, именно их образом будут восхищаться будущие поколения, ведь избранный ими «мед» — это путь сладкой свободы, без которого жизнь бессмысленна.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть