Анализ «Старик и море» Хемингуэй

Анализ произведения Хемингуэя «Старик и море

Эрнест Хемингуэй — самый правдивый американский писатель 20 века. Однажды увидев боль, горе и ужас войны, писатель поклялся быть «правдивее самой правды» до конца жизни. Анализ произведения «Старик и море» обусловлен внутренним философским смыслом произведения, поэтому, изучая рассказ Хемингуэя «Старик и море» в 9 классе на уроках литературы, необходимо ознакомиться ознакомиться с биографией автора, его жизнью и творческой позицией. Наша статья включает в себя всю необходимую информацию об анализе произведения, темах, проблемах и истории создания повести.

Краткий анализ

История создания — создана на основе истории, которую автор узнал от рыбаков на Кубе и описал в эссе 1930-х годов.

Год написания: работа завершена в феврале 1951 года.

Тема – мечта и победа человека, борьба с самим собой на пределе человеческих возможностей, испытание духа, битва с самой природой.

Композиция представляет собой трехчастную композицию с кольцевой рамкой.

Жанр — сказка-притча.

Направление — реализм.

История создания

Идея произведения возникла у писателя в 1930-х годах, в 1936 году в журнале Esquire было опубликовано его эссе «О голубой воде. Письмо Гольфстрим. Описывает примерный сюжет легендарной истории: пожилой рыбак выходит в море и несколько дней без сна и еды «сражается» с огромной рыбой, но добычу старика поедают акулы. Рыбаки находят его в полусумасшедшем состоянии, а акулы кружат вокруг лодки.

Именно эта история, когда-то услышанная автором кубинских рыбаков, стала основой для повести «Старик и море». Спустя много лет, в 1951 году, писатель заканчивает свое крупноформатное произведение, понимая, что это самое важное произведение в его жизни. Пьеса была написана на Багамах и опубликована в 1952 году. Это последняя опубликованная работа Хемингуэя при жизни.

С детства Хемингуэй, как и его отец, увлекался рыбалкой, он профессионал в этой области, знал всю жизнь и быт рыбаков до мельчайших подробностей, включая приметы, суеверия и легенды. Столь ценный материал не мог не найти отражения в творчестве автора, он стал исповедью, легендой, учебником философии жизни простого человека, живущего плодами своего труда.

В диалогах с критиками автор избегал комментировать идею произведения. Его кредо — правдиво показать «настоящего рыбака, настоящего мальчика, настоящую рыбу и настоящих акул». Именно об этом и сказал автор в интервью, дав понять, что его цель — реализм, избегая любой другой интерпретации смысла текста. В 1953 году Хемингуэй снова получил признание, получив за свою работу Нобелевскую премию.

Тема

Тема произведения – испытание на прочность человеческой воли, характера, веры, а также тема мечты и духовной победы. Автор также раскрывает тему одиночества и человеческой судьбы.

Основная идея произведения – показать человека в борьбе с самой природой, ее существами и стихиями, а также борьбу человека с ее слабостями. В повести четко и ясно прорисован большой пласт философии автора: человек рожден для чего-то конкретного, освоив это, он всегда будет счастлив и спокоен. У всего в природе есть душа, и люди должны это уважать и ценить: земля вечна, они нет.

Хемингуэй удивительно мудро показывает, как человек достигает своей мечты и что за этим следует. Огромный марлин — самый главный трофей в жизни старика Сантьяго, доказательство того, что этот человек выиграл битву с природой, создав море. Только то, что дается с трудом, мешает прохождению, приносит счастье и удовлетворение главному герою. Мечта, доставшаяся потом и кровью, — величайшая награда для Сантьяго. Несмотря на то, что марлина съели акулы, моральную и физическую победу над обстоятельствами никто не отменяет. Личный триумф старого рыбака и признание «товарищей» в обществе — лучшее, что могло с ним произойти в жизни.

Композиция

Условно композицию рассказа можно разделить на три части: старик и мальчик, старик в море, возвращение главного героя домой.

Все композиционные элементы сформированы на образе Сантьяго. Кольцевой каркас композиции состоит из ухода старика в море и его возвращения. Особенность произведения в том, что оно насыщено внутренними монологами главного героя и даже диалогами с самим собой.

Скрытые библейские мотивы прослеживаются в речах старца, его жизненной позиции, в имени ребенка — Манолин (сокращенно от Эммануэль), в образе гигантской рыбы. Она воплощение мечты старика, который смиренно и терпеливо встречает все испытания, не жалуется, не ругается, а только молча молится. Его жизненная философия и духовная сторона существования – это своего рода личная религия, очень напоминающая христианство.

Жанр

В литературоведении принято обозначать жанр «Старик и море» как рассказ-притчу. Именно глубокий духовный смысл делает произведение исключительным, выходящим за рамки традиционного сюжета. Сам автор признавался, что мог бы написать большой роман со множеством рассказов, но предпочел более скромный том, чтобы создать что-то уникальное.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть