Анализ «Человек в футляре» Чехов

Анализ Чехова «Человек на футляре

Рассказ Чехова «Человек в футляре» входит в сборник его произведений «Маленькая трилогия». Краткое содержание повести таково: человек всю жизнь скрывался от жизни, и только после смерти находил свое достойное место, «футляр», в котором ничто не может его потревожить. Предлагаем вам ознакомиться с литературным анализом произведения «Человек в футляре» по плану. Этот материал можно использовать для подготовки к уроку литературы в 10 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Делопроизводитель.

Год написания — 1898

История создания — История стала концом трилогии. В то время, когда автор работал над этим произведением, у него обнаружили туберкулез, что привело к угасанию творчества.

Тема: Основная тема рассказа – избегание человеком правды жизни, его замкнутость в собственной скорлупе. Отсюда и тема одиночества и апатии к жизни. Есть еще тема любви.

Композиция — Рассказ написан понятным языком, разбит на небольшие фрагменты, в которых четко выражена основная мысль.

Жанр — Рассказ, являющийся одной из составляющих трилогии.

Направление — Реализм.

История создания

В год написания повести, в 1898 году, Антон Павлович уже тяжело болел туберкулезом и стремился завершить работу над «малой трилогией», поэтому рассказ о творении торопился, писатель писал все меньше и меньше. Создавая своего героя, автор не имел в виду конкретного человека, образ был собирательным, он включал в себя черты многих прототипов, имеющих некоторое сходство с Беликовым. В том же году рассказ был опубликован в журнале.

Произведение автора производит огромное впечатление, его творчество поражает не только литературным талантом, но и тонким знанием психологии человека.

Тема

Для того чтобы проанализировать произведение «Человек дела», необходимо обозначить проблемы повести. Одной из основных проблем, описанных автором, является социопатия. Человек полностью изолирует себя от окружающего общества, пытаясь спрятаться от возможных жизненных атак, различных непредвиденных ситуаций, способных навредить размеренному течению его жизни.

Одной из главных тем является индивидуальность человека. Главный герой рассказа показан человеком закрытым для общества. Он скрывает от людей не только свою сущность, но и все свои вещи, каждая из которых имеет свой футляр или футляр, скрывает свои чувства, стараясь скрыться от людских глаз. Беликов боится любого проявления чего-то экстраординарного, выходящего, по его мнению, за рамки дозволенного.

Пренебрежение Беликова к жизни ужасает. Это человек, полностью замкнувшийся в себе. Он совершенно не замечает стремления людей к чему-то новому и необычному. Беликов понимает, что человек в окружении других людей не должен отказываться от общения с себе подобными, но понимает это односторонне. Суть его общения в том, что он приходит в гости к коллегам, тихонько сидит и уходит.

По отношению к любви она ведет себя точно так же. Варенька, кандидат в жены, которая всегда с братом и мечтает о собственной личной жизни, пытается пробудить в возможном избраннике хоть какие-то чувства. Все его стремления и попытки тщетны: Беликов не умеет выражать чувства, он убегает от общения с Варенькой.

Последней каплей, поставившей точку в этих так и не начавшихся отношениях, стал велоспорт Вареньки. Для Беликова такое поведение девушки — грань неприличия. Он пошел к брату Вари, чтобы указать, что такое поведение недопустимо. Грубость и прямолинейность Коваленко привели Беликова в ступор. Он лег и через месяц умер.

Так закончилась никчемная жизнь, смысла которой герой повести так и не нашел и не понял. Только в гробу выражение его лица приняло черты нормального человека. Только после смерти сомкнутые и напряженные мышцы лица расслабились, и на нем застыла улыбка. Но это говорило лишь о том, что он наконец-то смог добиться идеала, он лежит в том деле, в которое никто не посмеет вторгнуться.

Композиция

Текст рассказа разбит на небольшие смысловые эпизоды, выражающие самую суть происходящего.

Дается четкое и точное описание Беликова, всей его сущности, из чего складывается мнение окружающих. Своим мировоззрением, своей осторожностью, «что бы ни случилось», этот маленький и незначительный персонаж сумел держать в напряжении всех жителей города. Все свои действия они измеряют своим мнением, не позволяя себе ничего лишнего, то есть ограничивая свои проявления настоящих человеческих чувств.

В город приезжает новый учитель Михаил Коваленко, полная противоположность Беликову. Он сразу видит суть происходящего и, в отличие от смирившихся горожан, не станет подстраиваться под Беликова. Коваленко дает Беликову решительный отпор, и не выдерживает такой бурной атаки, его мозг не может обработать такое человеческое поведение, и жизнь Беликова подходит к концу.

Главные герои

О героях труда — главных героях «Человека в футляре» мы написали отдельную статью».

Жанр

«Человек в футляре» относится к жанру рассказа, который входит в «Маленькую трилогию» и продолжает общую идею этих произведений.

Сатирическая направленность рассказа, его собственная конструкция вызвали неоднозначное отношение критиков к творчеству Чехова. Литературоведов смущал сам факт сочетания серьезности существующих в обществе проблем с карикатурным персонажем, больше предназначенным для фарса. В лице Беликова писатель отражает жизнь и жизнь многих «маленьких людей», прозябающих в своем маленьком бесполезном мирке.

Антон Павлович тонко и ненавязчиво дает понять бессмысленность жизни «дела», призывая к активной жизненной позиции и инициативе. Бездействие и равнодушие — самый страшный бич поколений, отравляющий жизнь не только отдельно взятого человека, но и всего общества в целом.

Полноценная человеческая жизнь невозможна без проявления ярких эмоций, выражения собственной индивидуальности и общения с окружающими, что уточняет анализ произведения «Человек по делу».

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть