Анализ «Что делать?» Чернышевский

Анализ «Что делать?» Чернышевский

Роман Николая Чернышевского «Что делать?» современники воспринимали неоднозначно. Одни считали его «мерзостью», другие — «прелестью». Это связано со сложной композицией, попытками скрыть главную мысль за снами главного героя и любовным треугольником, наконец, с особенностями языкового оформления. Однако роман оказал серьезное влияние на русское общество XIX века. Школьники изучают его в десятом классе. Предлагаем краткий анализ работы «Что делать?», который поможет вам хорошо подготовиться к урокам и к экзамену.

Краткий анализ

Год написания — декабрь 1862 — апрель 1863.

История создания — Н. Чернышевский создал роман, находясь в Петропавловской крепости. Писатель был арестован за радикальные идеи. Произведение задумывалось как отклик на тургеневских «Отцов и детей», поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть некоторая схожесть.

Тема — В произведении можно выделить две основные темы: любовь и жизнь в новом обществе, построенном на основе законов о труде и равноправии.

Композиция. Структура произведения имеет особенности. Линии романа – это жизнь Веры Павловны, судьбы Лопухова и Кирсанова. Главную роль в этих историях играют перипетии любви. Мечты Веры Павловны тесно переплелись с действительностью. С помощью них автор зашифровал социально-политические мотивы.

Жанр: роман, в котором можно отметить признаки нескольких жанровых разновидностей: утопического романа, общественно-политического, любовного и философского романов.

Направление — Реализм.

История создания

Писатель работал над анализируемым произведением несколько месяцев: с декабря 1862 по апрель 1863 года. В это время он находился под арестом в Петропавловской крепости. Он был заключен в тюрьму за свои радикальные взгляды. Роман задумывался как ответ тургеневским «Отцам и детям», поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть некоторое сходство.

Работая над романом, Н. Чернышевский понимал, что цензура не допустит его публикации, если он заметит острый политический подтекст. Чтобы обмануть контролирующие органы, писатель прибегал к художественным приемам: обрамлял социальные мотивы любовным контекстом, вводил в сюжет сны. Ему удалось опубликовать свое произведение в «Современнике», но вскоре власти запретили не только распространять роман, но даже имитировать его. Было дано разрешение на издание работы Чернышевского «Что делать?» только в 1905 году

Тема

В романе нашли отражение мотивы, характерные для русской литературы XIX века. Писатель реализовал их в неординарном и запутанном сюжете. Он привел ситуации, которые должны подтолкнуть читателя к самостоятельным выводам.

Н. Чернышевский выявил несколько тем, среди которых выделяются: любовь, питающаяся общими интересами, взаимное уважение; мечты о новой жизни. Эти темы тесно переплетаются и определяют проблемы «что делать?»: брак без любви, дружба, равенство мужчины и женщины, роль труда в жизни человека.

Начало романа интригует читателя. Автор рассказывает записку мужчины, который хочет покончить жизнь самоубийством. После этого Н. Чернышевский рассказывает, что побудило героя на такой шаг.

Значительная часть романа посвящена жизни Веры Павловны. Мать героини хотела выдать ее замуж за богатого человека. Она считала сына барина выгодной партией. Мать и не думала, что это ловелас, с которым ее дочь не найдет счастья. От неудачного замужества Верочку спас студент-медик Дмитрий Лопухов. Между молодыми людьми возникло нежное чувство, и они поженились. Вера стала владелицей швейной мастерской. Однако она не использовала наемный труд. Героиня заставила девушек, работавших на ее совладельцев, делить доходы поровну. В рассказе о мастерской Веры Павловны автор воплотил идею равного труда.

Брак с Лопуховым вскоре распался: Верочка полюбила другого, друга мужа Кирсанова. Чтобы развязать любовный узел, Лопухов решил покончить жизнь самоубийством. Оказывается, он оставил записку, о которой говорилось в начале романа. В сообщении он заявил, что в ее смерти никто не виноват, а Вера Павловна тихо вышла замуж за Кирсанова.

Супружеская пара жила долго и счастливо. Вера Павловна была увлечена своим любимым делом — швейными мастерскими, она начала изучать медицину, а муж всячески ей помогал. В описаниях семейной жизни этих людей проявляется идея равенства мужчин и женщин. В конце романа мы узнаем, что Лопухов жив. Теперь он взял фамилию Бомонт и женился на Екатерине Васильевне Полозовой. Семьи Кирсановых и Бьюмонов начинают дружить и распространять идеи «новой» жизни.

Композиция

В «Что делать?» анализ должен быть дополнен характеристикой состава. Особенности формально-смысловой организации текста позволяют автору раскрывать различные темы, маскировать запретные мотивы. На первый взгляд, любовные приключения играют в романе главенствующую роль. По сути, они являются маской, скрывающей социально-политические проблемы. Для выявления последней автор использовал описание сновидений Веры Павловны.

Сюжетные компоненты размещены непоследовательно: автор представляет событие от развития действия до изложения, и только потом сюжетные элементы выстраиваются в логическую цепочку. И в начале, и в конце романа появляется образ Лопухова. Таким образом создается своего рода каркас.

Главные герои

О героях произведения — главных героях «Что делать?» мы написали отдельную статью?».

Жанр

Жанр произведения – роман, так как в нем несколько сюжетных линий, а центральная проблема остается открытой. Характеры главных героев даны в развитии. Произведение характеризуется гендерным синкретизмом: в нем переплетаются черты любовного, философского, общественно-политического и утопического романов. Направление работы — реализм.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть