Анализ «Очарованный странник» Лесков

Анализ «Зачарованный бродяга» Лескова

Произведение Лескова «Очарованный странник» изучается в 10 классе на уроках литературы. Она достаточно сложна для восприятия и понимания в школьном возрасте, вопросы справедливости и веры не так актуальны для юного возраста. Для глубокого понимания и полноценного анализа работы, подготовки к экзамену потребуются более глубокие знания. Предлагаем вам ознакомиться с нашей версией разбора «Зачарованного Бродяги» по плану.

Краткий анализ

Прежде чем читать этот анализ, рекомендуем ознакомиться с самим «Зачарованным странником.

Год написания: 1872-1873, впервые напечатано в газете «Русский мир» в том же году.

История создания — на создание произведения автора натолкнуло путешествие по Ладожскому озеру, удивительная природа тех мест, чудесные края, где проводят свою жизнь монахи.

Тема – праведность, поиск своего предназначения, вера и патриотизм.

Состав: 20 глав, связанных между собой наличием главного героя, автор не придерживается хронологии, структурные компоненты автономны.

Жанр — история. Произведение имеет ярко выраженные черты древнерусских агиографических текстов, авантюр и былин.

Направление – романтизм.

История создания

Обзор «Зачарованного странника» был бы неполным без предыстории. Идея написать рассказ о бездомном и нравственно чистом русском богатыре-скитальце пришла Лескову во время путешествия по Ладожскому озеру. Именно эти места выбирают монахи для своего земного пристанища, здесь особая атмосфера и природа.

Начав работу в 1872 году, Николай Семенович Лесков закончил книгу за год. В 1873 году он отнес рукопись в редакцию «Русского вестника», но главный редактор счел ее незаконченной и отказался печатать. Затем писатель изменил название произведения с «Черноземный Телемах» на «Очарованный странник» и передал книгу в издательство «Русского мира», где она была опубликована в том же году.

Лесков посвятил рассказ С. Е. Кушелеву (генералу, участнику Кавказской войны), а сам автор впервые прочитал книгу дома. Смысл имени заключается в удивительной способности главного героя созерцать окружающую среду и восхищаться ею, очаровываться ею, а роль странника, человека без дома и семьи уготована персонажу судьбой. Из-под пера Лескова вышла своеобразная легенда о русской нравственной силе и характере. Как отметил сам автор, история создана «на одном дыхании», легко и быстро.

Тема

Рассказ затрагивает многие актуальные темы, описывая временной период 1820-х и 1830-х годов.Когда он был впервые опубликован, пьеса называлась «Призрачный странник. Его жизнь, переживания, мнения и приключения. Именно этим вехам посвящено произведение, входящее в цикл сказаний о праведных россиянах. Следует отметить, что образ главного героя вымышленный, но очень живой и правдоподобный.

Автор определяет проблему в начале рассказа: это рассказ о праведности и православии. Праведник, по мнению автора, не тот, кто не совершает грехов, а тот, кто осознает необходимость покаяться и осознать свои ошибки. Путь праведника – это жизнь, полная проб и ошибок, без которых невозможно существование человека.

Тема ностальгии пронизывает все повествование: герой мучительно тоскует по родине в плену, молится и плачет по ночам. Он не испытывает отцовских чувств к своим некрещеным детям, рожденным от жен в татарском плену. Флягин «находит себя» на Кавказской войне, он оказывается бесстрашным солдатом, не боящимся смерти, и ему сопутствует удача. Тема любви затрагивается автором в нескольких главах, настоящей чистой любви главный герой не испытывает, печальен его опыт общения с женщинами: судьба распорядилась так, что Флягину не суждено быть отцом и муж. Основная идея рассказа в том, что рано или поздно человек находит свое предназначение, вся его жизнь – это движение в этом направлении.

Композиция

«Зачарованный странник» состоит из двадцати глав, которые сгруппированы по принципу воспоминаний и ассоциаций главного героя-рассказчика. Есть что-то похожее на «рассказ в рассказе», когда в первой главе монах Исмаил плывет на пароходе и по просьбе пассажиров рассказывает о своей жизни. Время от времени он отвечает на вопросы аудитории, позволяя автору изложить свою точку зрения и подчеркнуть наиболее важные моменты рассказа.

Кульминацией произведения можно считать духовное возрождение героя, его приход к Богу, дар пророчества и испытание темными силами. Развязка впереди: герою предстоит еще сражаться за русский народ, желая отдать в случае необходимости жизнь за свою веру, за Родину. Особенностью композиции можно считать и то, что рассказчик использует различную лексику при передаче определенного сюжета (татары, жизнь с князем, любовь к цыганке Груше).

Главные герои

О героях задания мы написали отдельную статью: главные герои «Очарованного странника».

Жанр

Традиционно жанр «Очарованного странника» принято обозначать как рассказ. В первых публикациях указывалось: рассказ. Однако жанровое своеобразие произведения выходит далеко за рамки простого повествования.

Исследователи творчества Лескова, критики находят, что в произведении сочетаются черты быта и черты авантюрного романа, популярные в XIX веке. Повесть связана с жанром жизни структурой и особой смысловой нагрузкой: скитания, взлеты и падения, поиск душевного спокойствия, страдание, «хождение» и терпеливое несение своего груза. Духовный рост героя, его сны, мистические моменты и многое другое — признаки агиографического жанра. Древнерусские жития святых строятся по принципу соединения нескольких самостоятельных рассказов из разных периодов жизни человека, причем хронологическая последовательность в этом жанре соблюдается далеко не всегда.

Произведение роднит с жанром приключенческого романа смысл художественного текста: динамичное повествование со сменой различных видов деятельности: главный герой – бойфренд, няня, врач, заключенный, участник военных сражений на Кавказе, работник цирка, монах. Удивительное богатство событий для жизни простого человека. По своему внутреннему и внешнему образу главный герой напоминает персонажа русских былин — богатыря.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть