Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Анализ стихотворения «Кому на Руси жить хорошо»

19 февраля 1861 года в России была проведена долгожданная реформа — отмена крепостного права, которая сразу же всколыхнула все общество и вызвала волну новых проблем, главные из которых можно выразить одной строкой из стихотворения Некрасова : «Народ освобожден, но счастлив ли народ?…». Не остался в стороне и на этот раз певец народной жизни Некрасов: с 1863 года начала писаться его поэма «Кому на Руси жить хорошо», повествующая о жизни в пореформенной России. Произведение считается вершиной творчества писателя и по сей день пользуется заслуженной любовью читателей. В то же время, несмотря на свой, казалось бы, простой сюжет, стилизованный под сказку, понять его очень сложно. Поэтому проанализируем стихотворение.

История создания

Стихотворение «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов создавал с 1863 по 1877 год, а некоторые идеи, по свидетельству современников, исходили от поэта еще в 1850-е годы. Некрасов хотел изложить все в одном произведении, так как говорил: «Я знаю все о людях слышал из его уст», накопленных «слов» за 20 лет жизни. К сожалению, в связи со смертью автора поэма осталась незаконченной, были опубликованы только четыре части поэмы и пролог.

После смерти автора перед издателями поэмы встала непростая задача — определить, в какой последовательности публиковать разрозненные части произведения, т.к. Некрасов не успел соединить их в одно целое. Задачу решил К. Чуковский, который на основе архива писателя решил печатать части в том порядке, в котором они известны современному читателю: «Последнее дитя», «Крестьянка», «Праздник для всех». Мир».

Жанр произведения, композиция

Существует множество различных жанровых определений «Кому на Руси жить хорошо»: о нем говорят как о «путешествии стихов», «русской одиссее», даже такое сумбурное определение известно как «протокол некоего всероссийского «Крестьянский съезд, непревзойденная стенограмма прений по острому политическому вопросу». Однако есть и определение авторского жанра, с которым соглашается большинство критиков: эпическая поэма. Эпос предполагает описание жизни целого народа в какой-то решающий момент истории, будь то война или очередной общественный переворот. Автор описывает происходящее глазами людей и часто прибегает к фольклору как к средству показать видение проблемы людьми. Эпос, как правило.

Тема и идея произведения, герои, проблематика

Сюжет поэмы прост: «на пути столпа» сходятся семеро мужей, споря о том, кому на Руси жить хорошо. Чтобы это выяснить, они отправляются в путешествие. В этом смысле тему произведения можно определить как масштабное повествование о жизни крестьян в России. Некрасов охватил почти все сферы жизни: во время его странствий крестьяне встретят разных людей: священника, помещика, нищих, пьяниц, купцов, перед его глазами пройдет круговорот человеческих судеб, от раненого солдата до некогда всемогущего князя . Ярмарка, тюрьма, барский труд, смерть и рождение, каникулы, свадьбы, аукционы, выборы бургомистра — ничто не ускользало от взора писателя.

Вопрос о том, кого считать главным героем поэмы, неоднозначен. С одной стороны, в нем формально семь главных героев: мужчины, которые скитаются в поисках счастливой особы. Примечателен и образ Гриши Добросклонова, в лице которого автор изображает будущего спасителя и просветителя людей. Но помимо этого в поэме четко прослеживается образ людей как образ главного героя произведения. Город предстает как единое целое в сценах ярмарки, массовых гуляний («Ночь пьяниц», «Вечеринка всего мира»), сенокоса. Весь мир принимает разные решения, от помощи Ермиля до избрания бургомистра, даже вздох облегчения после смерти помещика вырывается у всех одновременно. Семь мужчин также не индивидуализированы: они описаны максимально кратко, не имеют своих отдельных характеристик и характеров, преследуют одну цель и даже говорят, как правило, все вместе. Второстепенные персонажи (крепостной Яков, староста, Савелий) прописаны автором гораздо более подробно, что позволяет говорить об особом создании условно-аллегорического образа людей с помощью семи странников.

Жизнь людей так или иначе связана со всеми проблемами, поднятыми Некрасовым в поэме. Это проблема счастья, проблема пьянства и нравственной деградации, греха, соотношения старого и нового быта, свободы и несвободы, бунта и терпения, а также проблема русской женщины, характерная для многих произведений поэта. Проблема счастья в поэме является фундаментальной и понимается разными персонажами по-разному. Для священника, помещика и других персонажей, наделенных властью, счастье приходит в виде личного благополучия, «почета и богатства». Крестьянское счастье состоит из разных несчастий: медведь пытался запугать, но не смог, был забит насмерть на службе, но не был забит до смерти..Но есть и персонажи, для которых нет личного, личного счастья, кроме счастья людей. Таков Ермил Гирин, почетный бургомистр, таков семинарист Гриша Добросклонов, фигурирующий в последней главе. В его душе росла и слилась любовь к бедной матери с любовью к самой бедной родине, к счастью и просвещению, от которых Гриша планирует жить.

Из гришинского понимания счастья вырастает основная мысль произведения: истинное счастье возможно лишь для того, кто не думает о себе и готов всю жизнь отдать за счастье всех. Призыв любить свой народ таким, какой он есть, и бороться за его счастье, не оставаясь равнодушным к его проблемам, отчетливо звучит на протяжении всего стихотворения и находит свое окончательное воплощение в образе Гриши.

Художественные средства

Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» нельзя считать полным без рассмотрения использованных в поэме средств художественной выразительности. В основном это использование элементов устного народного творчества, как объекта изображения, для создания более достоверного образа крестьянского быта, так и объекта изучения (у будущего защитника народа Гриши Добросклонова).

Фольклор вводится в текст прямо, как стилизация — стилизация пролога под сказочное начало (об этом красноречиво говорит мифологическое число семь, самосборная скатерть и другие детали), или косвенно — цитаты из народных песен , отсылки к различным народным сюжетам (чаще всего к былинам).

Стилизована под народную песню и сама речь стихотворения. Обратим внимание на большое количество диалектизмов, уменьшительно-ласкательных суффиксов, многочисленные повторы и употребление устойчивых конструкций в описаниях. Благодаря этому «Кому на Руси жить хорошо» можно воспринимать как народное творчество, и это не случайно. В 1860-х годах возник больший интерес к народному творчеству. Изучение фольклора воспринималось не только как научная деятельность, но и как открытый диалог интеллигенции с народом, который, безусловно, был идейно близок Некрасову.

Вывод

Итак, рассмотрев произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», можно с уверенностью заключить, что, несмотря на то, что оно осталось незаконченным, оно до сих пор представляет большую литературную ценность. Стихотворение актуально и по сей день и может вызвать интерес не только у исследователей, но и у рядового читателя, интересующегося историей проблем русской жизни. «Кому на Руси жить хорошо» неоднократно исполнялся и в других видах искусства, в виде театральной постановки, различных иллюстраций (Соколов, Герасимов, Щербакова), а также лубков на этот сюжет.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть