Анализ «Студент» Чехов

Чехов «Студент» анализ

Рассказ А. П. Чехова «Студент» отличается от других произведений писателя своим глубоким философским смыслом, отсутствием сарказма. Ученики знакомятся с ним в десятом классе. «Студент» поражает мастерским переплетением библейских и бытовых мотивов, колоритных образов. Сюжет повествует о трансформации отношения лирического героя к миру: от негативного и мрачного к светлому и радостному. Настроение героя передается и через образы окружающей природы. Предлагаем разбор рассказа, который будет большим подспорьем при подготовке к уроку и экзамену.

Краткий анализ

Прежде чем читать этот анализ, рекомендуем ознакомиться с произведением Alumno.

Год написания — неизвестен, вероятно, 1894

История создания: Исследователи полагают, что в основе рассказа лежат детские воспоминания А. П. Чехова. Антон Павлович работал в церковной лавке отца и пел в церковном хоре.

Тема — В произведении раскрывается традиционная тема смысла жизни, связи между прошлым, настоящим и будущим.

Композиция. Смысловая и формальная организация рассказа имеет свои особенности. Сюжет линеен: все его элементы расположены в прямой последовательности. В центре сюжета диалог между студенткой и вдовой. Через этот разговор вводятся библейские мотивы.

Жанр — Рассказ, в котором есть признаки проповеди и притчи.

Направление — Реализм.

История создания

Год написания «Студента» точно не известен. Исследователи предполагают, что произведение появилось в том же году, когда оно было опубликовано, в 1894 году. Тогда писатель находился в Ялте, писал книгу «Остров Сахалин». В письмах к А. Суворину Антон Павлович говорил, что писал прозу в Крыму. Впервые произведение увидело свет в журнале «Русские ведомости». Позже школьник был включен в сборник «Сказки и рассказы», ​​но перед публикацией автор доработал свой рассказ.

Исследователи жизни и творчества писателя предполагают, что толчком к творчеству послужили воспоминания А. П. Чехова о детстве в отцовской церковной палатке, о пении в церковном хоре.

Тема

Анализ рассказа «Студент» следует начать с описания основных мотивов.

Мотив взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего традиционен для русской и мировой литературы. Однако не все писатели приняли его, так как это непростая задача. Удивительно, как оригинально подошел писатель А. П. Чехов к раскрытию вечной темы. В проблематике произведения отразились библейские, философские и бытовые вопросы человеческого бытия.

События рассказа разворачиваются весной в деревне. Та же атмосфера вдохновляет на размышления о вечном. В первых нескольких абзацах читатель знакомится со студентом богословской семинарии. Молодой человек возвращается домой. Хмурая погода его не радует, а печаль и тоска усиливаются, когда герой вспоминает бедность своей семьи. Он понимает, что всегда был и всегда будет. Отчаяние угнетает героя.

Грустные мысли исчезают, когда ученик понимает, что в саду находятся вдова Василиса и ее дочь Лукерья. Персонажи начинают разговор. Студентка рассказывает женщинам библейскую историю об апостоле Петре. Он осознает, что его рассказ затрагивает душу собеседников. Луч блестящих мыслей пронзает душу ученика. Молодой человек вдруг осознает, что все эпохи связаны нитью, и он может прикоснуться и к прошлому, и к настоящему, и даже приоткрыть эту завесу другим. В этом, по его мнению, смысл жизни.

В произведении реализована идея о том, что все события прошлого и настоящего связаны, память о прошлом может уберечь от многих ошибок.

Главная мысль в том, что каждый из нас должен помнить, что он не пришел в этот мир просто так, что его жизнь – это дар от Бога.

Композиция

Смысловая и формальная организация рассказа А. П. Чехова «Студент» имеет некоторые особенности. Сюжет линеен: все его элементы расположены в прямой последовательности. Рассказ начинается с зарисовки пейзажа, которая понемногу приближает читателя к основным проблемам. В центре сюжета диалог между студенткой и вдовой. Через этот разговор вводятся библейские мотивы.

Жанр

Жанр «Студент» — рассказ. В произведении раскрыта сюжетная линия, система образов не разветвлена. Исследователи считают, что произведение имеет признаки притчи и проповеди. Автор учит человека помнить о смысле жизни, и делает он это, пересказывая библейскую историю. А. П. Чехов был представителем реализма, и «Студент» был написан в этом направлении».

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть