Петр Первый в поэме “Медный всадник”
Петр Великий в поэме «Медный всадник”
Образ Петра I в поэме «Медный всадник» А. С. Пушкина весьма своеобразен, совершенно не похож на типичные произведения автора. Пушкин очень противоречиво и разнообразно раскрывает образ правителя. В тексте переплетаются два основных образа: один олицетворяет могущество, силу, всемогущество (Петр I). Другой — ничтожество, ничтожество, безликость (Евгений). Эти два образа совершенно необходимы, ибо Медного Всадника, кумира самого автора, должен заслонить представитель людских масс, воплощение слабой и бессильной части Петербурга, простой человек снизу.
Значение образа Петра I в поэме “Медный всадник”
С одной стороны, Петр 1 — великая фигура: он перевернул русскую историю, ускорил развитие всех областей науки и культуры. Просвещение, реформы, стремление поднять свою страну на новый уровень – это безусловные заслуги, значение которых огромно. С другой стороны, Петр самодержец, он самодур и самодур. Его сложный характер, вспыльчивая натура, минутные капризы испортили многие человеческие судьбы. Его деспотическое правление, о котором ходят легенды, нельзя рассматривать как общее благо. Интересы народа — не то, чем руководствовался монарх, судьба простых людей ему чужда.
Образ Петра символичен и многогранен: даже во время правления монарха судьба простых людей почти не беспокоила, а спустя столетие плоды деятельности Петра продолжают губить жизнь жителей города.
Личность царя в поэме
Решив построить новый город там, где были болота и топи, этот человек бросил вызов самой природе. Его идея увенчалась успехом, но жертвами ее стали невинные люди. Эпизод со смертью возлюбленной Евгении — доказательство того, что вмешательство в жизнь стихии чревато бедами и трагедиями. Но пьедестал монарха слишком высок и непоколебим, ему нет дела до «маленьких людей». Медный Всадник стоит выше всех, его сила и слава объемлет все, он легенда. Глядя на памятник Петру, Женя в ужасе замирает у железной статуи. Он чувствует свою ничтожность и беспомощность перед холодным идолом.
Пушкин называет Петра «могучим властелином судьбы», «властителем половины мира», «гордым кумиром» (над памятником), употребляет местоимение «Он», не требующее пояснений. Скорее эти цитаты говорят о единообразном, нейтральном или слегка негативном отношении автора к самодержцу. Образ Петра внушает трепет, строки, посвященные монарху, пронизаны холодным уважением, признанием заслуг, ощущением силы и величины значения этой фигуры в истории России.
Отношение автора к исторической личности
В художественном тексте выражено не явное отношение автора к Петру 1, а к его заслугам. Без сомнения, для Пушкина монарх был кумиром, как величайшая историческая личность, как деятель и как просветитель. Однако характеристику человеческих качеств Педро I автор не затрагивает. Как историческая личность он велик, но чисто человеческая составляющая образа холодна, пуста и жестка. Здесь чувствуется философия автора: великий гений не может быть близок к людям; это жертва, которая необходима.
В любом крупном бизнесе невозможно обойтись без ущемления чьих-то интересов. Медный всадник — олицетворение тирании, абсолютной монархии, самодержавия, но это цена величия и славы. «Он страшен в окружающем мраке! Какая мысль! Какая сила в нем скрыта! Пушкин искренне восхищается правителем, но показывает его истинное лицо. Он как стихия: невозможно представить, что придет этому человеку в голову, он непредсказуем, жесток, груб и милосерден одновременно.
Материал будет полезен при подготовке реферата по поэме А.С. Пушкина «Медный всадник”.