Анализ «Фотография, на которой меня нет» Астафьев

Анализ «Фотография, на которой меня нет» Астафьева

Рассказ Астафьева «Фотография, где меня нет» — небольшое автобиографическое произведение, где автор описывает приезд фотографа в родное село. Фотограф снимал сельских школьников, а сам мальчик, заболевший не вовремя, не попал в кадр, отсюда и смысл названия рассказа. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения «Фотография, на которой меня нет». Материал можно использовать в качестве подготовки к уроку литературы в 8 классе по данному плану.

Краткий анализ

Год написания — 1968

История создания — Приезд фотографа из города фотографировать сельских школьников. Фотография, попавшая в руки писателя, напомнила о прошлом, и так началась история сотворения истории.

Тема — В своем рассказе писатель раскрывает тему семейных традиций, тему патриотизма и любви к Родине, для своего рассказа тему дружбы.

Композиция: Особенность композиции повести Астафьева в том, что повествование идет с точки зрения рассказчика, сначала маленького ребенка, а завершается зрелым взглядом взрослого человека.

Жанр — Автобиографическая повесть.

Направление — Реализм.

История создания

Виктор Астафьев создал огромное автобиографическое произведение, одной из частей которого является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Сам писатель говорит, что хотел написать о родной Сибири, о людях, населяющих ее, о своем детстве.

Писатель хотел донести до читателя идею родства, связи поколений. История описывает главных героев, бабушку и внука, их теплые семейные отношения, показывая преемственность поколений. Именно бабушка дает внуку понятия о добре и дружбе, о сострадании и заботе о других, она учит его жизни.

Автор начал писать большую книгу в 1956 году с рассказов о своем детстве. Рассказ «Фотография, где меня нет» опубликован в сборнике Астафьева «Сказка далекая и близкая», год написания — 1968.

Тема

Автобиографическая повесть Астафьева повествует о жизни сибирской деревни в предвоенные годы.

Анализ произведения «Фотографии, где меня нет» проясняет глубокий смысл, заключенный в этом творении автора. В рассказе четко обозначена главная мысль, которая волнует каждого человека. Историческая тема, тема семейных отношений, о которых должен помнить каждый человек, тема дружбы и взаимопонимания, верности и любви — все эти вопросы затронуты в этом коротком, но значимом рассказе.

В своем рассказе писатель рассказывает о приезде в город городского фотографа, и это считается знаменательным событием для каждого из жителей. Действие происходит до войны.
Главный герой вместе со своим другом промокли в снегу, заболели и не смогли пойти в школу. Бабушка всеми силами пытается вылечить внука, чтобы он поскорее выздоровел, мог ходить фотографироваться, но старания любящей бабушки тщетны, болезнь накрепко приковала ребенка к постели. К нему приходит его друг Санька и, увидев, что Витя не может ходить, тоже отказывается действовать. Так проверяется настоящая дружба. Какое великодушное сердце и какая сила воли надо иметь, чтобы отвергнуть такое событие, которое, быть может, больше не повторится. На примере Саньки становится понятно чему учит история, а именно умению ради дружбы отказаться от всего дорогого, важного и неповторимого, Санька понял, что такой поступок является самым важным в данный момент.

По сюжету проблема взаимоотношений касается не только главного героя, но и всех односельчан.

В рассказе присутствует образ учителя, уважаемого человека в селе. Это интеллигентный, воспитанный, воспитанный и добрый человек. Селяне относятся к нему с уважением, прислушиваются к его мнению. Женщины привозят ему из деревни угощения, помогают жене с маленьким ребенком, делают это ненавязчиво и незаметно. Шьют учителю валенки, помогают с дровами. Горожанин, он полностью отдается работе, самоотверженно меняя жизнь города на воспитание и образование городских детей. Это учительница принесла Вите фотографию деревенских школьников, но самого Вити там не было. Это также пример доброты и сочувствия.

Повзрослев, Витя смотрит на это фото, на котором изображены школьники на фоне своего дома, а перед ним образы людей, которые жили рядом с ним, учились и работали. Фотография хранит события тех далеких дней, являясь частью истории.

Именно это и хотел сказать автор в своем произведении, что прошлое необходимо свято хранить в памяти, ведь без него нет будущего.

Композиция

В композиции произведения автор использует характерную черту повести: два рассказчика. На протяжении всей истории события довоенного периода описываются глазами наивного и непосредственного мальчика, который верит в счастливое будущее. И только в конце появляется взрослый рассказчик, который смотрит на старое фото и видит все прошедшее время глазами человека, пережившего войну, потерявшего многих, оставшихся на этом фото одних. Довоенный период и война — все это происходит на глазах у читателя. Хотя в рассказе нет описания военной трагедии, оно имплицитно само по себе, и в этом особенность композиционного построения рассказа. Придя к такому выводу, читатель начинает по-иному относиться к жизни.

Главные герои

Мы написали отдельную статью о героях произведения — главных героях «Фото, на котором меня нет».

Жанр

Рассказ «La foto que no salgo» входит в автобиографическое произведение писателя «El último lazo», жанр которого определяется как рассказ, составленный из рассказов. Рассказ «Картина, на которой меня нет» — одна из глав «Последнего поклона».

Творчество писателя автобиографично не только для него самого, но и для читателей. Все факты близки и узнаваемы, персонажи настолько реальны, что многие из читателей узнают в них себя и своих близких и дальних родственников. В создание этой книги писатель вложил всю свою душу, и именно поэтому она так дорога и понятна каждому.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть