Анализ «Мещанин во дворянстве» Мольер

Анализ «Купца дворянством» Мольера

Балет-комедия «Мещанин во дворянстве» — смелый и весьма удачный литературный эксперимент Мольера, пользующийся устойчивым успехом у читателей на протяжении нескольких сотен лет. Предлагаем ознакомиться с разбором работы по плану, который будет полезен восьмиклассникам при подготовке к уроку литературы. Анализ «Купца во дворянстве» включает в себя раскрытие темы, описание композиции, гендерной принадлежности и истории создания произведения.

Краткий анализ

Год написания 1670.

История создания — Пьеса была написана по приказу короля Людовика, желавшего высмеять турецкие обычаи. Это желание было связано с неудачным и крайне унизительным приемом самозваных посланников турецкого султана.

Тема — Экспозиция общественных и человеческих пороков, показанная через призму поведения богатого буржуа, пожелавшего стать дворянином.

Композиция — Пьеса состоит из пяти актов, в каждом из которых Журден попадает в нелепые ситуации, не подозревая, что в этом виноваты собственные амбиции.

Жанр — Социальная комедия-балет.

Адрес — Классицизм.

История создания

Осень 1669 года ознаменовалась для столицы Франции приездом «высоких» гостей, послов султана Османской империи. Король Людовик XIV хотел удивить их невероятно пышным приемом, но не сумел: ни пышное собрание, ни роскошное убранство апартаментов, ни богатство убранства не могли растрогать турок.

Кроме того, делегация высокомерно заявила, что королевский прием был ужасно плохим и жалким. Позже выяснилось, что они были самозванцами, но удар по королевской гордости был очень сильным. В качестве своеобразной мести Людовик потребовал от Мольера написать комедию, самым жестоким образом высмеивающую турецкие обычаи.

Талантливому драматургу понадобилось совсем немного времени, чтобы поставить в Королевском театре пьесу под названием «Турецкая церемония». Мольер показал свое детище королю, но вскоре коренным образом переделал его, дополнив осмеянием высокомерия, снобизма и глупости. Так родился спектакль «Буржуанин во дворянстве».

Тема

Мольер всегда имел репутацию превосходного комика, который на протяжении всей своей карьеры следовал собственному принципу: поправлять людей, развлекая их. Не изменил он себе и в пьесе «Купец во дворянстве», центральной темой которой стало издевательство над простым мещанином, решившим во что бы то ни стало стать аристократом.

Идея написания такого произведения была вызвана насущными проблемами общества того времени, когда обедневшая аристократия была вынуждена принимать состоятельных бюргеров, стремившихся за большие деньги приобрести дворянский титул.

Уже с первых минут знакомства с главными героями читатель приходит к выводу, насколько абсурдна эта идея. Богатый и очень интеллигентный буржуа по имени Журден становится жертвой собственных амбиций, когда решает стать дворянином. Нанимайте мастеров различных дисциплин, чтобы «подняться» до высокого уровня образованного дворянства, потратив на это минимум времени. Однако в своем стремлении стать настоящим аристократом Журден выставляет себя на посмешище, так как его истинная природа никак не меняется.

Итак, автор подводит читателя к основной идее произведения: невозможно стать тем, кем ты не являешься на самом деле. Зрелый мужчина, сумевший сколотить приличный капитал честным трудом, показывает себя настоящим дураком, позволяя ловким хозяевам вытаскивать деньги из своего кармана. Он видит смысл своей жизни лишь в том, чтобы приобрести заветный дворянский титул, и в конце концов получает его: фальшивый титул турецкой аристократии.

Так автор показывает, что чрезмерное тщеславие становится огромным препятствием на пути к заветной цели. Невежество и неуклюжее подражание чужому быту и культуре выставляют главного героя в комическом свете, делая его похожим на ворона с павлиньими перьями.

Композиция

Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» соткана из комических эпизодов и забавных ситуаций, каждая из которых подробно описана в отдельном акте:

  • в первом акте главный герой становится жертвой откровенной лести учителей музыки и танцев;
  • во втором акте штат наставников Журдена увеличивается, и каждый из мастеров стремится продемонстрировать истинному аристократу ценность и необходимость своего предмета;
  • третий акт наглядно демонстрирует, насколько глуп и слеп Журден в своем тщеславии, позволяя своему воображаемому другу Дорану вымогать у него деньги;
  • в четвертом действии представлен турецкий фарс, необходимый для посвящения Журдена в ряды несуществующей аристократии;
  • в пятом акте Журден, пребывающий на седьмом небе от того, что осуществил свою давнюю мечту, дает разрешение на брак своей дочери и ее служанки.

Главные герои

О героях пьесы — главных героях «Мещанина во дворянстве» мы написали отдельную статью».

Жанр

Поскольку Мольер работал в эпоху классицизма, это заставляло его придерживаться основных канонов этого литературного направления и соблюдать троичность в действии, месте и времени. И ему это вполне удалось, так как действие сюжета происходит в течение суток, в доме господина Журдена и основной сюжет не прерывается второстепенными действиями.

Чтобы наглядно подчеркнуть всю нелепость и нищету богатых выскочек, желающих пробиться в привилегированные слои общества, он создал принципиально новый жанр — комедийный балет. При этом ему удалось избежать конфликта жанров и работа вышла на удивление гармоничной.

Примечательно, что балетные номера еще больше подчеркивают суть произведения, в полной мере раскрывая его проблематику. В результате спектакль получился настолько ярким и необычным, что уже много лет является одним из самых популярных спектаклей во всем мире.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть