Анализ «Ромео и Джульетта» Шекспир

Анализ пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта

Уильям Шекспир занимает, пожалуй, самое важное место в мировой литературе, этому гениальному драматургу и поэту нет равных по сей день. «Ромео и Джульетта» — традиционная трагедия эпохи Возрождения о двух влюбленных из враждующих семей. В восьмом классе при подготовке к урокам литературы будет полезно познакомиться с анализом произведения. Анализ «Ромео и Джульетты» имеет ряд особенностей, отличающих его от обычных произведений других авторов.

Краткий анализ

Год написания — 1594-1595.

История создания — «Ромео и Джульетта» — это творческая интерпретация существующего в литературе сюжета.

Тема – борьба с обществом и обстоятельствами за чувство двух любящих друг друга людей, любовь и смерть.

Композиция представляет собой кольцевую композицию, построенную на параллельных противостояниях во всех 5 актах.

Жанр — трагедия в 5 действиях.

Направление – романтизм.

История создания

В литературоведении довольно мало сведений, которые можно считать достоверными, об истории создания Шекспиром своего бессмертного шедевра. Известно, что сюжет и даже имена персонажей уже появлялись в литературе, но яркое воплощение они получили лишь в трагедии У. Шекспира.

Написание трагедии относят к 1594-1595 годам. В 1597 году произведение было опубликовано впервые. Похожий сюжет, повествующий о любви двух молодых людей из враждующих семей, написал римский поэт Овидий. Основой творчества Шекспира, очевидно, послужила поэма Артура Брука «Трагическая история Ромеуса и Джульетты.

Интересно, что подобный сюжет существовал в мировой литературе не только до, но и после того, как Шекспир написал «Ромео и Джульетту». Многие вариации этого сюжета появляются в искусстве и по сей день. Глубокий и тщательный анализ истоков сюжета произведения дает право полагать, что история, случившаяся с влюбленными, была реальной на самом деле и сохранилась, как легенда, в устной форме.

Уильям Шекспир взял за основу повествования только сюжет пьесы, его пьеса описывает 5 дней из жизни влюбленных. Запасов А. Брука хватает примерно на 9 месяцев. Английский поэт и драматург изменил время года, добавил несколько блестящих сцен и пересмотрел многие существенные детали. Его творчество не пародия и не копия какого-либо другого, это оригинальное и самобытное произведение, слава о котором прошла сквозь века.

Тема

Смысл пьесы быстро открывается читателю уже в первом акте: жизнь человека может быть полноценной только тогда, когда у него есть выбор. Тема любви, пронизывающая все произведение (герои любят, рассказывают о сути этого чувства, философствуют о видах любви) раскрывается во многом: материнская любовь, любовь к жизни, любовь и брак, страсть, безответная любовь, семейная любовь. Кормилица любит Джульетту искренне, по-матерински, главные герои сталкиваются с первым самым трепетным чувством в своей жизни, даже священник, уважающий любовь юных сердец, нарушает правила и венчает влюбленных без согласия родителей.

Темы гнева, мести и непрощения также сильны в общей теме пьесы, идя рука об руку с любовью и смертью. Проблема произведения многогранна, как и жизнь самих персонажей. Идея произведения – утверждение права человека на свободный выбор в любви. Легко определить, чему произведение учит читателя: за свои чувства нужно бороться, в этом смысл человеческой жизни. Влюбленные сделали единственно возможный вывод: в земной жизни им не суждено быть вместе. Как бы ни было страшно говорить о таких вещах в столь юном возрасте, однако мораль и нравы современного шекспировскому обществу держались именно на таких ценностях.

В трагедии присутствует тема богоборчества, которую критики считают достаточно весомой: тайное венчание, убийства и месть, попытки обмануть судьбу священником, участие Ромео в маскараде в монашеском костюме. Диалоги и монологи героев шекспировской трагедии стали самыми цитируемыми и узнаваемыми во всей мировой литературе. Рассуждения юных сердец о сущности любви оказались настолько жизненными, что их жизнь вышла далеко за пределы художественной литературы и музыки.

Композиция

Вся структурная композиция держится на симметричной оппозиции. В первом акте встречаются слуги господ, во втором — племянники Монтекки и Капулетти, затем главы враждующих кланов: дуэли, споры, распри, убийства: тут нет чепухи, играют большая жизнь

В последнем акте на сцену выходят Монтекки и Капулетти, и спор заканчивается. Дети находят новую жизнь в золотых скульптурах. В пьесе есть завязка (встреча слуг из противоположных семей), начало (встреча Ромео и Джульетты на балу), кульминация (сцена в склепе) и развязка: сцена примирения семьи и речь монаха Лоренцо.

Композиция произведения приобретает кольцевую структуру именно благодаря параллельным конфликтам. Монологи главных героев о совести, страсти, любви и чести составляют особый пласт в композиции пьесы: они являются внутренней сутью пьесы.

Главные герои

О героях пьесы — главных героях «Ромео и Джульетты» мы написали отдельную статью».

Жанр

Трагедия была популярна в эпоху Возрождения, жанр, который включал в себя неразрешимый конфликт и очень трагический финал. Однако с точки зрения смысловой составляющей влюблённые всё же выиграли, им удалось встретиться вновь. Что касается содержания, то любовь побеждает, торжествует над местью и гневом, потому что враждующие семьи примиряются перед бездыханными телами своих детей.

Трагедии Шекспира отличаются чувственностью, напряжением и острым трагизмом. Особенностью трагедии «Ромео и Джульетта», относящейся к раннему периоду творчества писателя, является ее сатирическая насыщенность. В уста многих персонажей автор вкладывает тонкий юмор и легкую иронию. Спустя несколько столетий эталоном этого жанра стали трагедии Шекспира. В течение ХХ века спектакль был экранизирован во многих странах около 50 раз.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть