Анализ «Белые ночи» Достоевский
Анализ «Белых ночей» Достоевского
Одним из ярких литературных произведений, относящихся к раннему творчеству Ф. М. Достоевского, является повесть «Белые ночи». Сам автор отнес свое детище к жанру «сентиментального романа», тем самым раскрывая описанные в нем проблемы любви, одиночества и смысла жизни. Произведение содержит автобиографические элементы, признаки исповеди, а в образе главного героя угадываются черты молодого Достоевского. Предлагаем ознакомиться с разбором работы по плану, который будет полезен учащимся 9 класса при подготовке к уроку литературы.
Краткий анализ
Прежде чем читать этот анализ, рекомендуем ознакомиться с самим произведением «Белые ночи.
Год написания 1848.
История создания — Сразу после написания роман был опубликован в журнале «Домашние записки». Посвящается близкому другу писателя — Алексею Плещееву.
Тема — Любовь, одиночество, поиск смысла жизни. Однако центральной темой являются так называемые «мечтатели» — одинокие молодые люди, живущие в иллюзорном мире, но в то же время нуждающиеся в реальных событиях и невыдуманных чувствах.
Композиция — Произведение состоит из пяти глав: четыре из них нумеруют ночи Петербурга, а последняя называется «Завтра».
Жанр — Рассказ.
Направление — Сентиментальность.
История создания
Федор Михайлович начал писать роман в конце 1847 года, и уже в 1848 году произведение было напечатано в литературном журнале «Отечественные записки».
В ранних произведениях Достоевского прослеживается явный интерес писателя к теме «петербургских мечтателей». Именно ей он в 1847 году посвятил несколько своих брошюр, вошедших в сборник «Петербургская летопись». Однако эти статьи публиковались Федором Михайловичем почти анонимно, так как фельетоны он подписывал только буквами: «Ф. МЕТРО». Позже выяснилось, что часть материала сборника использовалась писателем во время работы над романом. В частности, это были характеристики персонажей и описание быта.
Достоевский посвятил свой роман близкому другу, писателю и поэту Алексею Плещееву.
Тема
Центральная тема пьесы – одиночество в большом городе. Это состояние было очень распространено в Петербурге середины XIX века, чему способствовала нестабильная социальная обстановка в городе. В результате большинство молодых людей почувствовали себя одинокими и глубоко несчастными, потеряв смысл жизни.
Настенька и Мечтатель — типичные представители «маленьких людей». Они живут простой, скромной и простой жизнью. Круг их общения крайне узок: Сновидица общалась только с коллегами, а Настенька — с бабушкой и жильцами. Чтобы уйти от серой действительности и на время забыть о насущных проблемах, молодые люди перешли в категорию «мечтателей», полностью погрузившись в собственные фантазии.
Тема любви раскрывается в произведении сквозь призму чувств Настеньки к возлюбленному и безответной любви Мечтателя к хрупкой девушке. Последний не сердится на Настеньку, не винит ее во всех своих бедах, когда она оставляет его одного. Наоборот, он приходит к выводу, что нужно быть благодарным даже за те минуты счастья, которые она ему подарила. Он бережно несет свое представление о счастье: что в его жизни есть только крупицы истинного счастья, но он навсегда сохранит их в своей душе.
Основная идея произведения – изоляция «мечтателей» от реального мира, их неумение жить среди людей и получать радость жизни от простых, повседневных вещей. Предпочитая летать в облаках, они неизбежно обрекают себя на одиночество.
Композиция
Особенность композиции романа заключается в интересном построении сюжета: первые четыре из пяти глав посвящены петербургским ночам, а последняя глава называется «Завтра». Это более точно отражает динамику развития сюжета от сна до пробуждения.
Сооружение символично. На фоне романтических белых ночей Петербурга читатель открывает для себя все этапы любви главного героя к Настеньке, все его мечты и душевные переживания. Но в итоге неизбежно наступает «утро», момент озарения, который становится для Сновидца личной драмой. Он уже нашел любовь, хоть и безответную, но такую сладкую. И вот он вынужден распрощаться с ней навсегда: одно безжалостное утро развеивает пустые фантазии, но в то же время дает надежду на лучшее будущее.
Работа насыщена различными художественными приемами и средствами. Так, Федор Михайлович умело пользуется приемом параллелизма: почти каждая глава начинается с подробного описания природы, что дает невольный намек на то, чем эта глава закончится — радостно или печально.
Помимо двух главных героев, Мечтателя и Настеньки, в произведении незримо присутствует третий персонаж, создающий особую атмосферу. Это Петербург, выступающий в роли собеседника и старого друга рассказчика. Город чутко отзывается на внутренние переживания Сновидца, создавая неописуемо красивый фон его романтического настроения и оправдывая смысл названия произведения: «Белые ночи».
Главные герои
О героях труда — главных героях «Белых ночей» мы написали отдельную статью».
Жанр
Анализируя произведение «Белые ночи», следует отметить, что оно написано в жанре истории. Но сам автор настаивал на своей принадлежности к сентиментальному роману.
Специфика направления сентиментальности заключается в том, что в центре внимания оказываются эмоциональные переживания, эмоции и чувства главных героев. Они могут быть вполне реалистичными, так как образы Настеньки и Мечтательницы более точно подходят под описание любимой писателем категории «маленьких людей». Однако в романе они показаны слишком идеализированными, их отношения утопичны.
В «Белых ночах» Достоевского герои не конфликтуют с окружающей средой: она их не подавляет и не заставляет направлять все силы на сопротивление. В центре внимания находится внутренний мир героев, их душевные порывы и чувства.
Кроме того, мучения Сновидца не приводят к трагическому концу. Наоборот, даже потерпев неудачу на любовном фронте, он благодарит судьбу даже за призрачный намек на свалившееся на него счастье. Герой находится в полной гармонии с самим собой, что еще раз доказывает принадлежность романа к направлению сентиментальности.